Фрагмент для ознакомления
2
В федеральном государственном образовательном стандарте особое внимание уделяется изучению предметной области «Филология», к которой относится русский язык и литература. Эти дисциплины имеют схожую направленность в достижении образовательных результатов .
По сути, обучение одного учебного предмета дает ученику представление только об одной стороне реальных явлений. Следовательно, объединение и сопоставление знаний в процессе обучения в большей степени способствует освоению системазированных знаний и формированию мировоззрения.
Одна из современных тенденций построения учебного предмета - выделение базовых научных идей, объединяющие конкретные знания. Такие ключевые, всеобъемлющиe идеи-идеи соотношения движения, трансформации, развития, строения, формы, функции и значения. Их объединение успешно реализуется в интегрированных тематических единицах, которые становятся знаниями об осуществлении и последовательности содержания предметных и умственных действий.
В процессе практического обучения межпредметные связи создаются разными способами. Например, учитель перед введением нового материала предлагает ученикам вспомнить, что они знают о данном материале из других предметов или из повседневной жизни. Иногда можно использовать проблемные постановки вопросов или предлагать трудные ситуации. Затем, последовательно направлять учащихся в процессе поиска ответа и организовать их активное образование. В отличие от пассивной формы обучения, когда учитель выступает в роли лица, передающего знания, а ученик - в роли слушателя, в этом случае учащийся принимает активное участие в выяснении обсуждаемого вопроса и шаг за шагом приближается к ответу. От приложенных усилий у учащегося повышается интерес к изучаемой теме, а это, в свою очередь, способствует быстрому усвоению и быстрому запоминанию.
В настоящее время мало внимания уделяется выразительному чтению на уроках литературы, а это важно для развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение. Умение читать выразительно не приходит само, его надо развивать. Успешное развитие навыков выразительного чтения возможно при реализации межпредметных связей русского языка и литературы.
Цель данной работы - исследовать современный воспитательно-образовательный процесс и определить при каких условиях возможна реализация межпредметных связей в качестве средства развития речи на уроках русского языка и литературы при работе над выразительным чтением.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие межпредметных связей в образовательном процессе;
• Рассмотреть возможности организации межпредметных связей на уроках русского языка и литературы;
• Выявить связь уроков русского языка и литературы при работе над выразительным чтением;
• Определить направления работы над техникой выразительного чтения.
Объектом исследования является сам учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: межпредметные связи русского языка и литературы и их реализация в работе над выразительным чтением.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы
1.1. Межпредметные связи в образовательном процессе
В научной литературе, посвященной интеграционным процессам в образовании, часто упоминаются понятия, имеющие схожие значения с термином «интеграция» и тесно с ним связанные, а именно, межнаучные связи и, более узкое понятие, – межпредметные связи.
В научных статьях в контексте понятия «межпредметные связи» иногда упоминаются «межнаучные связи», зачастую подменяя одно другим. Эти два вида связи не являются идентичными. Межнаучные связи определяют степень взаимоотношений между науками. Ю.К. Бабанский рассматривает их как связи, при которых одна и та же теория может быть использована для изучения различных объектов в разных науках, один и тот же объект может изучаться в различных науках . В более широком понимании данные связи соотносятся с целостным видением мира и пониманием о нем через призму отдельных наук.
Межпредметные связи представляют собой дидактический эквивалент межнаучного взаимодействия. Сущность данных связей заключается в привлечении знаний из других дисциплин в ходе учебного процесса. Осуществляя взаимодействие между предметами, такие связи дают возможность взглянуть на изучаемую тему с разных сторон, вследствие чего она закрепляется в памяти учащихся.
Великие педагоги, такие как Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский уделяли большое внимание проблеме взаимосвязей между учебными предметами. Ученые подчеркивали важность межпредметных связей при формировании целостной картины мира, когда связь между понятиями постепенно расширяет и углубляет знания учащихся, превращается в мировоззренческую систему. К.Д. Ушинский писал, что знания между собой не связанные «…лежат в голове как на кладбище, не зная о существовании друг друга» . Константин Дмитриевич оказал существенное влияние на формирование и развитие теории межпредметных связей.
Как уже ни раз было отмечено в научных статьях, в настоящее время не существует однозначной трактовки понятия «межпредметные связи». Такие ученые как Н.М. Бурецова, А.В. Усова, М.П. Левина, Н.М. Черкес-Заде понимают данный вид связей как дидактическое условие обучения, способствующее систематизации знаний, формированию научного мировоззрения, повышению научно-теоретического уровня обучения, обеспечению развития познавательной деятельности учащихся . Другие исследователи, такие как И.Д. Зверев , В.Н. Максимова называют межпредметные связи проявлением дидактических принципов системности и научности. Иные авторы определяют их как комплексный подход к воспитанию и обучению и как отношения между элементами структуры различных учебных предметов .
Н.С. Сердюкова считает, что интеграция воплощает межпредметные связи на качественно новой ступени обучения . В.Н. Максимова также говорит о том, что межпредметные связи обеспечивают интегрированный характер учебной деятельности .
В.М. Баляйкина и Л.Л. Багова в своих работах пишут об интеграционных процессах, выражающихся через межпредметные связи.
М.М. Шлапакова соотносит друг с другом эти два понятия по принципу «целое-часть», педагогическая интеграция включает в себя межпредметные связи .
Более подробно сравнивает вышеуказанные понятия Е.А. Костина. Рассматривая межпредметные связи с этимологической точки зрения, педагог отмечает, что это понятие связывает предметы точками соприкосновения, «узлами». В то время как при интеграции компоненты связаны в единое целое. Далее Е.А. Костина говорит о различном объединительном потенциале этих понятий.
Если межпредметные связи ограничиваются рамками одной или нескольких тем и зачастую бывают нерегулярными, то «при разработке интегрированного курса появляется новая дисциплина, которая имеет комплексный характер и решает комбинированные задачи».
Вышеупомянутые педагоги-исследователи, рассуждая о связи двух понятий, придерживаются мнения о том, что педагогическая интеграция воплощается через межпредметные связи, что первое понятие шире и включает в себя второе. Е.А. Костина не противоречит этим утверждениям, но указывает на основное отличие, заключающееся в том, что межпредметные связи «обладают меньшим интегративным потенциалом, чем собственно интеграция» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абелюк Е.С. Практика чтения: учебно-методическое пособие. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016
2. Агений А.Г. Система работы по обучению учащихся выразительному чтению на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации. - Славянскна-Кубани, 2016. – С. 291 - 293
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса: (В вопр. и ответах). Для преподавателей. Фрунзе: Мектеп, 1984.
4. Багова Л.Л. Межпредметная интеграция в образовательном процессе и ее проблемы на этапах становления педагогической науки [Электронный ресурс ]//URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnaya-integratsiya-vobrazovatelnom-protsesse-i-ee-problemy-na-etapah-stanovleniya-pedagogicheskoynauki/viewer
5. Бакеренкова Е.В. Актуальные аспекты преподавания русского языка в современной общеобразовательной организации в условиях внедрения ФГОС // Гуманитарное пространство. 2018. №1(7). С. 40-49
6. Баляйкина В.М. Межпредметные связи как принцип интеграции обучения [Электронный ресурс] // URL: https://scienceeducation.ru/pdf/2019/6/29320.pdf
7. Волобуева М.И. Выразительное чтение на уроках литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) // Образовательная социальная сеть. – URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/01/23/doklad-vyrazitelnoe-chtenie-na-urokah-literatury
8. Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению / Л.А. Горбушина – М.: Просвещение, 1981.
9. Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста: теория и практика / А.К. Григорьева, И.И. Московкина. – М.: Флинта, 2019
10. Дейкина А.Д. Межпредметные связи русского языка и литературы и пути их реализации // Русский язык в школе. 1979. № 3. С. 14-19
11. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981.
12. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РАСПОРЯЖЕНИЕ от 9 апреля 2016 г. №637-р. МОСКВА. URL: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMA AOd.pdf
13. Костина Е.А. Педагогическая технология интегрированного курса «Английский язык и страноведение». Новосибирск: Архивариус Н, 2006.
14. Кубасова, О.В. Выразительное чтение / О.В. Кубасова – М.: Академия, 1997.
15. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. Москва: Просвещение, 1988.
16. Российская педагогическая энциклопедия. URL: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-encyclopedia/articles/148/metodobucheniya.htm
17. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 1999. т.2.
18. Рыбалко И.Н. Роль выразительного чтения в формировании читательского интереса школьников // Инфоурок. – URL: https://infourok.ru/rol-virazitelnogo-chteniya-v-formirovanii-chitatelskogointeresa-shkolnikovstatya-884099.html
19. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения. / М.А. Рыбникова. - М.: Учпедгиз, 1963
20. Сердюкова Н.С. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981.
21. Синяков А.П. Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи» [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-podhody-k-opredeleniyuponyatiya-mezhpredmetnye-svyazi/viewer
22. Трунцева Т.Н. Понимание и рефлексия как механизмы моделирования картины мира (в системе подготовки к итоговому сочинению) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 4. Ч.1. С.206-210
23. Трунцева Т.Н. Реализация концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации// Академический вестник. М.: АСОУ, 2018. №1. Вып. 27. С.15-30
24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.: Акад. Пед. наук РФСР, 1948. т.3.
25. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru
26. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru
27. Шлапакова М.М. Приемы реализации межпредметной связи в обучении русскому языку [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priyomy-realizatsii-mezhpredmetnoy-svyazi-vobuchenii-russkomu-yazyku/viewer